История складов и складской техники в России

Царское время

Первые крупные склады в России стали строить во времена Петра I, когда активизировалась торговля с Европой.  Старые складские здания были одноэтажными, с большими посещениями, высота потолков которых достигала 3-3.5 м.  Для перевозки товаров применялись тележки, а погрузочно-разгрузочные работы осуществлялись вручную или с помощью простейших приспособлений: лебёдок, такелажных ремней, рычажных механизмов.

Времена СССР

Госснабом СССР тоже использовались просторные одноэтажные склады. При этом механизированная обработка грузов осуществлялась только на военных и  крупных промышленных предприятиях.

Крупные склады Минторга СССР строились по другой схеме. На них хранились товары народного потребления, которые предназначались для поступления в розничные сети. Они представляли собой многоэтажные здания, оборудованные 3-4 грузовыми лифтами и погрузо-разгрузочными рампами. Высота помещений достигала 3.5-4.5 м, а несколько позднее – до 6 м (на первых двух этажах). На таких складах нередко устанавливались стеллажные системы, применялись транспортировочные ленты и вилочные погрузчики.

 

Как показала практика, многоэтажные здания оказались неэффективными. Они занимали меньшую площадь, но комплектация, отгрузка и погрузка товаров отнимали много времени.  В итоге, стали вновь строить одноэтажные склады, площадью от 1000 до 10 000 кв.м. Здания делились на несколько крупных помещений, каждое из которых предназначалось для определённой группы товаров. Около 75-85% операций совершалось вручную. Из техники применялись только погрузчики и тележки. В 1960-х годах начали применяться штабелёры отечественного производства, но они были дефицитной техникой с небольшой грузоподъёмностью (до 1000 кг). 

 

 

В 1980-е годы в СССР началось строительство автоматизированных складских комплексов с высотой потолков в зоне хранения 12 м. Они оснащались стеллажными системами, кранами-штабелёрами, транспортёрами. Разрабатывались проекты складских комплексов площадью до 25 000 кв.м.

Экономические трудности конца 1980-х – начала 1990-х вылились в закрытие ресурсоёмких проектов. Предпочтение отдавалась быстровозводимым ангарам полукруглой формы, высота которых составляла до 9 м, а площадь – около 500 кв.м.

Во времена СССР основные закупки складской техники производились в Болгарии. Концерн «Балканкар» поставлял до 150 000 едениц вилочных погрузчиков в год. Преимущественно, это были машины с дизельными двигателями, поскольку они лучше всего подходили для советских предприятий.

Современная Россия

Господство дизельных погрузчиков в России продолжилось и после распада СССР, поскольку в 90-х годах под склады часто использовались помещения, арендуемые у простаивающих промышленных предприятий. В тоже время, на рынок хлынула складская техника европейского и японского производства, которая за одно десятилетие практически вытеснила продукцию «Балканкар». Доля последней сегодня составляет только около 1%.  

Современные складские комплексы стали интенсивно вводятся  в эксплуатацию с 2000 г. Они оснащаются высокими стеллажными системами и могут похвастаться ровными полами. Возникла потребность в малогабаритной, высокоманевренной, экологически чистой складской технике, такой как электропогрузчики, штабелёры, ричтраки, транспортировщики палет, электротележки. Теперь доля вилочных погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания составляет около 40%.  

Подавляющее большинство техники для склада импортируется из Китая, Кореи, Японии, США, стран Западной Европы. Осваивают её производство и российские предприятия, доля продукции которых на отечественном рынке пока не превышает 3%. 

Отечественные предприятия предпочитают закупать новые машины. Бывшие в употреблении погрузчики и штабелёры пользуются в 7-8 раз меньшим спросом. В основном приобретается дешёвая китайская и бюджетная европейская складская техника.