Выбираем новые колёса для платформенной тележки

Платформенные тележки способны служить более десяти лет, нужно только периодически заменять износившиеся колёса. Бывают случаи, когда приходится «переобувать» и недавно приобретённую технику. К примеру, могут понадобиться поворотные колёса для тележек, которые будут обладать определёнными свойствами: не оставлять на полах следов от резины, выдерживать контакт с химикатами и т.п.

При выборе следует учитывать три главных фактора:

  1. особенности конструкции;
  2. материалы изготовления и их свойства;
  3. показатели грузоподъёмности.

Особенности конструкции

Неповоротные и поворотные колёса для платформенных тележек обычно продаются вместе с металлическими кронштейнами. Такие комплекты называются колёсными опорами.

Колёсные опоры, предназначенные для платформенных тележек, обычно имеют платформенный тип крепления. На кронштейне имеется прямоугольная крепёжная площадка с отверстиями под четыре болта, которую прикручивают ко дну тележки. Кронштейны с платформенным креплением бывают поворотными и неповоротными. В первом случае между вилкой, держащей колесо, и крепёжной площадкой установлен поворотный механизм с шариковым подшипником внутри.

Иногда встречается и другой тип крепления – под болт, тогда на кронштейне имеется круглая крепёжная площадка с одним отверстием. Такие кронштейны всегда умеют поворачиваться. Поворотные колёса для тележек, независимо от типа их крепления, могут быть с тормозом или без тормоза.

На малогабаритные тележки, предназначенные для перевозки лёгких грузов в тесном пространстве, рекомендуется устанавливать четыре поворотных колеса. На большегрузные тележки, которые используются на открытом пространстве или часто перемещаются на большие расстояния, лучше подойдёт схема «два поворотных и два неповоротных колеса». В таком случае движение по прямой будет более стабильным.

Большое значение имеет тип установленных в ступице подшипников, от которых зависят лёгкость хода и долговечность колеса. Простые отверстия и втулки скольжения – дешёвые варианты, которые годятся при низких скоростях и редком использовании тележки. В других случаях предпочтение следует отдать колёсам с роликовыми или шариковыми подшипниками.

Материалы

Сначала немного о кронштейнах. Они изготавливаются из оцинкованной или нержавеющей стали. Второй вариант более дорогой и рекомендуется в тех случаях, когда тележка эксплуатируется в среде с повышенной влажностью или в контакте с химически агрессивными веществами.

Ободья колёс могут быть выполнены из множества материалов: алюминия, стали, полипропилена, полиамида (нейлона). Контактный слой (шинка) обычно делается из чёрной или серой резины, полиуретана. В монолитных колёсах обод и шинка состоят только из одного материала.

Шинка из чёрной резины хороша для грубых полов и дорожных покрытий, не боится ударных нагрузок. Мягкая серая резина изнашивается быстрее, зато не пачкает полы. Полиуретановые колеса не боятся высоких статических и динамических нагрузок, относительно неплохо переносят контакт с маслами, нефтепродуктами, спиртом, аммиаком, солями. Лучше всех выдерживают воздействие агрессивных сред литые полиамидные (нейлоновые) колеса, но они любят ровные и гладкие полы.

Грузоподъёмность

В технических характеристиках любого колеса указывается его грузоподъёмность. Для платформенной тележки действует формула оптимальной грузоподъёмности C = L1+L2 / N – 1, где L1 – масса груза, L2 – масса тележки, N – число колёс.

Расчёты по ней верны в том случае, если скорость не превышает 4 км/ч, температура близка к комнатной, влажность естественная, отсутствуют препятствия и агрессивные вещества.