Эпоха палет. Как гидравлические вилочные тележки изменили подход к транспортировке и хранению грузов

Палеты и гидравлические вилочные тележки (рохли) оказали огромнейшее влияние на способ транспортировки и хранения материалов по всему миру. Их эволюция в течение прошлого столетия сыграла важную роль в развитии фабрик, заводов, складов, дистрибьюторских центров.

Несмотря на появление до металлических палет и высокопроизводительных ричтраков, многие предприятия до сих пор предпочитают классические решения – стандартные деревянные поддоны и ручные гидравлические тележки. Это яркий пример, когда практичность и над`жность доказаны многолетней практикой использования.

До начала 1920-х годов распространённой упаковочной тарой были деревянные ящики, коробки, бочки. Первая палета представляла собой дощатый настил поверх трёх равноудаленных продольных балок. Снизу балки дополнительно скреплялись тремя досками. Такой поддон называется «стрингерным» и может захватываться вилами с двух сторон. В 1925 г. некоторые производители стали делать под балками второй полноценный настил. Два настила способствовали лучшему распределению нагрузки и меньше грузов повреждались во время погрузочно-разгрузочных работ.

Со временем появились палеты блочной конструкции, в которых балки заменили на 9 блоков (по 3 с каждой стороны и один в центре), скрепленных внизу досками. Такие поддоны уступали стрингерным в прочности, но были дешевле и легче. Кроме того, их можно было захватывать вилами с четырёх сторон.

В 1930-х годах на разгрузку 13000 ящиков консервов без применения палет, вилочных погрузчиков и гидравлических тележек уходило до 3 дней. Благодаря распространению палет и складской техники, в 1940-х годах рабочим на выполнение подобной операции было необходимо менее 4-х часов.

Вилочные погрузчики становились востребованными, но были дорогими и требовали квалифицированных водителей. В итоге, наибольшую популярность обрели ручные гидравлические и электрические тележки. Они стоили в разы дешевле и могли использоваться любым работником предприятия.

И в наши дни, деревянные палеты и ручные гидравлические тележки остаются самым простыми, дешёвыми и универсальными приспособлениями для массовой транспортировки и складирования упакованных грузов. Эволюция палет, возможно, достигла своей финальной стадии, а вот вилочные тележки продолжают совершенствоваться: появились модели со встроенными весами, ножничными подъёмниками, электрическими приводами.

Наиболее распространенными в Европе и России являются палеты со стандартными размерами 800х1200 мм, грузоподъёмностью от 1000 до 2000 кг. Для транспортировки водным и железнодорожным транспортом внутри России применяются и более крупные поддоны – 1200х1600 (1800) мм, грузоподъёмностью от 2000 до 3200 кг.